Новый год у евреев называется Рош ха-Шана, что переводится как Глава Года. Событие является поистине важным и готовятся к нему в начале осени, поскольку еврейский Новый год в 2024 году празднуется с 29 сентября по 1 октября включительно.
Само празднование значительно отличается от привычного, в понимании многих, Нового года. Здесь нет места алкоголю, мандаринам, веселью до утра и прочему, для евреев это время покаяния и переосмысления прожитого. Торжество входит в число наиболее важных и отличается множеством символических обрядов.
Новый 2024 год у евреев
Суть новогоднего праздника в иудаизме кардинально отличается. Согласно иудейской канонической традиции, большинство праздников начинают отмечать с вечера до вечера, а не как в странах СНГ – с полуночи, то есть начала нового дня. Это связано с отсчётом нового для у евреев с заката.
Также следует отметить важную особенность – особый еврейский календарь, который можно считать своеобразным мостиком между традицией иудеев и современными реалиями окружающего мира. Именно поэтому нет чёткой даты, и каждый год она смещается, вследствие чего всегда актуален вопрос, какого числа праздник у евреев. В 2024 году он продлится с вечера 29 сентября до вечера 1 октября, евреи будут отмечать 5780 год.
Еврейский праздник всегда выпадает на сентябрь-октябрь, поскольку он отмечается через 163 дня после начала Песаха – события, связанного с датой Исхода евреев из Египта.
Еврейский месяц начинается в новолуние, по сути, в Израиле принят лунный календарь, поэтому и дата сдвигается. Первый день года является первым днём тишрей – первого месяца года, то есть сентября. Отличное от западного летоисчисление уходит ещё в далёкую древность, в иудаизме отсчётом не считается дата рождения Иисуса, Рош ха-Шана празднуется в период сотворения Мира.
Весь период Рош Ашана – в первую очередь праздник. Евреи придерживаются своих особых традиций, красиво одеваются, наполняют столы определёнными продуктами, молятся и желают друг другу всего того, чего хотели бы сами получить. Также в этот период в обязательном порядке посещают синагогу и, после чтения Торы, слушают звучание духового инструмента – шофара.
Согласно закону, женщины не обязаны его слушать, однако желательно постараться услышать хотя бы минимальное количество звуков, то есть 30. В некоторых общинах устраиваются специальные трубления для женщин в удобное для них время.
Следующий день после праздника – пост Гедалии, практически все евреи постятся. Многие продолжают поститься весь период раскаяния вплоть до дня перед Йом Кипуром, хотя бы до полудня, в Субботу пост не обязателен.
Рош ха-Шана, как и все праздники у евреев, заканчивается с появлением первых звёзд. Однако это не конец, далее начинается период от Рош Ашана до Йом Кипура, называющийся десятью днями Тшувы, или дни трепета, когда каждый фокусируется на искуплении грехов. Йом Кипур – наиболее важный и ответственный день в году для иудеев.
Тшува переводится как покаяние, это возможность поменять свою жизнь, подвести итоги, осознать грехи и пересмотреть приоритеты.
Считается, что в Рош ха-Шана Всевышний судит всех евреев, однако приговор не запечатывается до Йом Кипура. Праведники записываются в так называемую Книгу Жизни, а грешники Книгу Смерти. При этом приговор для многих зависит от раскаяния в эти десять дней.
Многим не совсем понятно, почему тогда много хороших людей живут мало или болеют, а явно плохие и злые люди порой живут до глубокой старости. Согласно Тору, поощрение и наказание не всегда зависят от праведности. В данном случае учитываются все жизни души человека. То есть, он может страдать за грехи в прошлом.
Евреи – крайне религиозный народ и весь период празднования призван задуматься о совершенном и переосмыслить свою жизнь. Весь смысл праздника в напоминании, что время идёт вперёд, и каждый делает свой выбор – быть хорошим человеком и жить или же выбрать другой путь.
Новый год в еврейском календаре – самые важные события истории
С Рош ха-Шаном связано несколько особо важных событий:
- создание первых людей – Адама и Евы;
- искушение запретным плодом и изгнание из рая;
- конец Великого потопа и выход Ноя из ковчега;
- беременность Сары, Рахели и Ханны;
- спасение Исаака – сына Авраама, который принёс его в жертву Всевышнему;
- освобождение Юсуфа;
- освобождение еврейского народа от рабства в египетском плену.
Традиции празднования
Евреи придерживаются традиции, символизирующей очищение – ташлих. В первый день Рош Ашана, после полудня, каждому необходимо оказаться у водоёма и бросить в него хлебные крошки. Они символизируют совершённые грехи за целый год, таким образом человек расстаётся с ними, искренне покаявшись.
Обычай объясняется еврейским преданием о попытках Дьявола препятствовать Аврааму, когда последний хотел принести в жертву сына. Сатана почти утопил Авраама, обернувшись волнами. Спастись удалось лишь после обращения к Богу.
Соблюдая традицию, следует учитывать важный момент – водоём должен быть населён рыбами, как символ плодовитости. Также считается, что у рыб всегда открытые глаза, и они неустанно следят за всеми проживающими на планете.
Далее, вечером первого дня, вся семья собирается вместе за одним столом, дабы присутствующие были вписаны в Книгу Жизни. Хозяйка зажигает свечи, «приглашая» праздник в дом.
Далее празднование еврейского Нового года выглядит приблизительно следующим образом:
- Особая вечерняя служба в синагоге, настраивающая на внутреннее содержание праздничного дня.
- Наступает время поздравлений с еврейским Новым годом, после чего семья приступает к ужину, состоящего из традиционных угощений: круглый хлеб халы, яблоки в меду и другие.
- Произносится благословение над бокалом вина, что называется освящением дня.
- Хозяин дома читает молитву над хлебом, по субботам это обычная хала, в праздники – круглая.
- Далее можно приступать к ужину. Зачастую начинают его с яблок и мёда. Глава дома макает их в мёд и угощает остальных. Данный процесс обозначает счастье в предстоящем году. Перед тем, как съесть кусочек яблока, также нужно благословение. Таким образом евреи просят даровать им «сладкий» год.
- Трапезу завершают благословением и благодарностью Всевышнему за пищу, землю, город и всё полученное.
- На следующий день проводится торжественная и продолжительная служба, во время которой трубят в шофар. При этом евреи красиво одеваются и внимательно слушают его звучание, не отвлекаясь.
- Дневной приём пищи не имеет отличий с вечерним, всё те же традиции и обычаи.
Шофар
Шофаром называют ритуальный духовой инструмент, изготовленный из рога животного, преимущественно барана. Он имеет древнюю историю, ещё в глубокой древности и по сей день его изготавливают лишь из натурального рога: барана, газели, антилопы, козлов. Практически никогда не используются рога быка или коровы. Именно поэтому инструмент бывает разной длины и формы: короткий с прямым изгибом или длинный и витый.
Инструмент значительно отличается от других и имеет ограниченный спектр звуков, в отличие от других.
В Торе упоминаются три вида трубления:
- ткиа – протяжный и долгий звук, символизирующий призыв к побуждению совести;
- тру’а – серия, состоящая не менее, чем из 10 отрывистых звуков на нижней ноте и оканчивающихся верхней, они передают грусть и печаль;
- шварим – чередование нижней и верхней нот, три коротких звука, символизирующие осознание своих ошибок.
Ранее шофар использовался для оповещения чего-то важного, сейчас же звучание инструмента можно услышать в знаменательные дни, например Рош ха-Шана. Но почему именно он имеет такое огромное значение и влияние? Не всем понятно, почему именно шофар так влияет на души евреев и заставляет их вспомнить о своих грехах и проступках. Ведь инструменты, изготовленные из металла, явно имеют более милозвучный и чистый звук.
Его значимость объясняется просто – звучание более природное, здесь человек никак не может повлиять на издаваемый рогом звук, как бы ни обрабатывался инструмент. Звук, конечно, может стать чище, но в целом суть не изменится. Чего не скажешь о металлической трубе, её звучание зависит от пожелания человека, поэтому оно и не способно «добраться» до души.
Во время синагогального богослужения в иудейский НГ, согласно обычаю, должно прозвучать стократное трубление, выполняется оно троекратно в виде следующего звукового набора: трижды Ташрат, трижды Ташат, трижды Тарат, затем они повторяются, пока число звуков не достигнут сотни.
Перед праздником трубят не только в синагоге, но также и в других местах, преимущественно отличающихся скоплением людей.
В Израиле вы можете услышать звучание инструмента даже в самых неожиданных местах, например в школах или на вокзале. Всё это делается с целью призвания еврейского народа к покаянию.
Слышать звук шофара – особенный и невероятно важный момент, поскольку его глас символизирует обращение к Богу. С начала трубления нельзя разговаривать и отвлекаться, важно внимательно слушать, дабы не пропустить ни звука.
Застолье
Чтобы предстоящий год принёс самое лучшее, необходимо уделить должное внимание новогоднему столу. Ужин должен состоять из определённых продуктов: яблоки, рыба, финики, зелёная фасоль, лук-порей, свекла, тыква и другие овощи.
Символы имеют огромное значение, поэтому евреи внимательно следят за наполнением стола. Однако этого недостаточно. Приём пищи должен сопровождаться искренними пожеланиями удачи, счастья и здоровья – всего того, чего каждый пожелал бы себе сам.
Само празднование начинается с халы и яблок в меду. Крайне не рекомендуется употреблять кислую и горькую пищу, чтобы отвести беды и горе от семьи. На столе вы вряд ли заметите орехи, поскольку на иврите количество букв равно количеству букв в слове грех. Именно поэтому в начале года их не едят.
Среди популярных рецептов стоит отметить:
- котлеты из лука-порея – их готовят с мясом либо без, помимо лука добавляют картофель, яйца, зелень, панировочные сухари и специи;
- яблочное варенье с добавлением кардамона;
- печёную зелёную фасоль;
- цимес – морковь с сухофруктами: изюм, курага и чернослив;
- баранина с сухофруктами.
Символика трапезы
Праздничный иудейский ужин состоит из определённых продуктов, символизирующих всё хорошее, что каждый желает получить в грядущем году.
Символика зачастую связана со звучанием слов на иврите:
- Хала с изюмом. Хала обязательно должна быть круглой формы, что является символом цикличности времён года. При этом изюм придаёт дополнительную сладость.
- Яблоки с мёдом. Яблоко – плод древа Создателя, мёд отожествляют с достатком и сладкой жизнью, о которой многие мечтают. Во время праздничного ужина яблоки макают в мёд, «блюдо» является традиционным в эти дни.
- Лук-порей. Название лука-порея на иврите напоминает слово отрезать, а пожелание звучит в виде просьбы «отрезать», то есть отдалить врагов и всех, кто желает зла.
- Свекла. Мангольд является подвидом свеклы, на арамейском звучит как силка и напоминает слово отступать на иврите. Пожелание тоже направлено против врагов, евреи просят Бога, чтобы завистники отступили.
- Морковь. Морковь нужно нарезать кружочками, что напомнит золотые монеты и притянет богатство.
- Гранат. Фрукт является одним из символов страны, местные считают, что он содержит 613 зёрнышек, именно столько заповедей должен соблюдать настоящий иудей.
- Рыба. Рыба, а точнее, голова рыбы в обязательном порядке должна присутствовать на столе. Она считается символом мудрости, во время ужина глава семьи есть голову и произносит фразу-пожелание быть в роли ведущих, а не ведомых: Пусть будем мы в голове, а не в хвосте. Помимо того, рыба также является знаков плодородия. Голову рыбы можно заменить головой барана.
- Финики. Напоминают по звучанию слово Там, означающее конец или финиш. То есть, финик символизирует пожелание, чтобы злейшим врагам и недоброжелателям пришёл конец. Некоторые общины заменяют продукт чесноком. Стоит отметить, что финиковая пальма упоминается в Торе, как один из семи плодов Израиля.
Еврейские мудрецы не всегда положительно смотрели на отожествление продуктов с символами, поскольку здесь, по их мнению, присутствует элемент колдовства. Однако это побуждает евреев молиться, а значит смысл существует.
Со временем традиции становились всё более разнообразными, и на столе появлялись новые Симанин, или символы. Все блюда обязательно нужно попробовать в течение праздничного застолья, не забыв произнести пожелание-молитву.
Книга Жизни
Книгу Жизни ещё называют Книгой живых. Одно из приветствий в еврейский Новый год Рош ха-Шана звучит как пожелание быть внесённым в Книгу. Ещё древние евреи верили в то, что в данный период Бог записывает все важные события, происходящие с человеком в течение определённого времени, в его Книгу.
То есть, в период Рош ха-Шана фактически предопределяется всё человеческое бытие на следующий год.
Приходит момент Суда, когда определяется, кто будет жить в достатке, кто в бедности, а кому и вовсе придётся покинуть этот мир.
Именно поэтому проводятся молитвенные службы, позволяющие каждому покаяться и, таким образом, «повлиять» на вердикт Бога. Богослужение даёт возможность каждому проанализировать свою жизнь, искренне покаяться и переосмыслить свои действия.
Итог
Новый год по еврейскому календарю продлится в 2024 с 29 сентября до 1 октября. Дата каждый год немного смещается, летоисчисление отличается от привычного для нас, именно поэтому не все знают, какой год отмечается и когда. Само празднование длится два дня, после чего начинается важный период для евреев – десять дней раскаяния, затем кульминацией выступает Йом Кппур.
Традиции также имеют немалое значение, даже на праздничном столе вы найдёте лишь продукты-символы.
На самом деле, такая идея празднования полезна каждому, иногда следует остановиться и обдумать, правильно ли мы поступаем и что нужно изменить, чтобы стать лучшим человеком. Не забудьте поздравить своих близких на еврейский Новый год!